Меню

Оцинкованный трос: гост, размеры, назначение. трос стальной

Дача

Стальной канат (трос) - особо прочное проволочное грузоподъемное оборудование. Он объединяет в себе прочность арматуры и гибкость проволоки, исключая их недостатки. Чаще всего стальные канаты применяются в строительстве как несущие элементы конструкций. С их помощью переносят тяжелые и сверхтяжелые грузы, изделия служат для перекрытий стадионов, спортивных площадок и крепления мостов.

Канаты, произведенные по разным нормативам ГОСТ, имеют конкретное предназначение, что связано с различными уровнями прочности:

Виды стальных канатов

Существует множество разновидностей стальных канатов. Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте, их классифицируют в зависимости от характеристик.

Материал сердечника

Сам по себе элемент необходим, чтобы усилить износостойкость, увеличить гибкость и прочность продукции. Сердечник продлевает срок эксплуатации всего каната, снижает риск деформации.

Существует два варианта сердечников: из металла (МС), а также из органических материалов (это могут быть как натуральные, так и синтетические волокна, они обозначаются ОС).

Второй вид сердечника производят из пеньки либо из полипропилена. Его дополнительно пропитывают антикоррозийными веществами, а также составами, защищающими от гниения. Металлический сердечник усиливает грузоподъемность и дает возможность работать в более тяжелых условиях, при очень высоких температурах.

Конструкция

В зависимости от количества плетений существуют такие канаты:

  • Одинарные (еще их называют спиральными). Они созданы из сплетённой по спирали проволоки в три слоя.
  • Двойные свивки - изготовлены из переплетения в несколько слоёв.
  • Тройной свивки - при создании оснастки использованы канаты двойной свивки.

Тип свивки прядей

В зависимости от площади касания проволоки стальные канаты делят на нижеследующие разновидности:


точечное касание

Тип: Точечные
Обозначение: ТК

линейное касание

Тип: Линейные
Обозначение: ЛК


Тип: Точечно-линейные (при одинаковом диаметре)
Обозначение: ЛК-О


одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Линейное касание проволоки при разном диаметре внешних прядей
Обозначение: ЛК-Р

Тип: Линейное касание проволоки, между слоями которой есть проволоки с разным диаметром и с одинаковым
Обозначение: ЛК-РО

Тип: Точечно-линейное касание
Обозначение: ТЛК

По способу свивки

По степени уравновешенности

По механическим свойствам проволоки

Следующими обозначениями производитель указывает качество проволоки, которое бывает:

  • высоким - ВК;
  • повышенным - В
  • нормальным - обозначается единицей.

Покрытия поверхности проволоки

Поверхность может не иметь покрытия, что не выносят отдельным обозначением. Либо может наноситься цинковое покрытие, которое позволяет эксплуатировать канаты в особых условиях:

  • ОЖ - особо жёстких;
  • Ж - жёстких;
  • С - средне агрессивных;

Крестовая - направление прядей идёт противоположно направлению каната.

Односторонняя (О) - направление прядей в канате и проволоки в прядях одинаковые.

Комбинированная (К) - наличие в канате направления и правой, и левой свивки.

По назначению

Грузолюдные (ГЛ) - для транспортировки персонала.

Грузовые (Г) - для перемещения грузовых объектов.

Производство и маркировка стального каната

Промышленное производство стальных канатов осуществляется на специализированном оборудовании. Весь процесс автоматизирован, поэтому плотность сплетения изделия получается очень высокой. Существует несколько способов производства изделий. Один из стандартных методов: круговое обжатие проволочных прядей для их деформации.

Как производят стальной канат


На заводе-производителе каждое изделие создается в соответствии с ГОСТ. На стальной канат крепится бирка с необходимой маркировкой. На ней содержится вся необходимая информация для покупателя:

  1. наименование производящего предприятия,
  2. номер каната,
  3. условное обозначение,
  4. длина,
  5. масса в кг,
  6. дата изготовления.

Пример маркировки:

12 ГЛ В Л О Ж Н Р Т 1770 ГОСТ 2688-80

Расшифровка:

12 - диаметр каната
ГЛ - грузолюдской
В - марка проволоки
Л - левая свивка
О - односторонняя свивка
Ж - группа цинкования Ж
Н - нераскручивающийся
Р - рихтованный
1770 - маркировочная группа

Упаковка стального каната

ГОСТ 11127-78 на стальные канаты для продажи и транспортировки предписывает упаковку путем наматывания изделия на барабан. Концы плотно прикрепляются к конструкции. Шейка барабана обязана превышать 15 диаметров троса, борт барабана должен выступать на 2 диаметра каната при толщине каната 25 миллиметров. Конец каната снаружи обматывается синтетическими либо натуральными материалами. По требованию заказчика грузолюдные канаты могут быть обшиты досками с максимальным зазором не более 50 миллиметров. Такое он может быть обернут по ГОСТ 515-77 водонепроницаемой бумагой.

Браковка стального каната

После начала эксплуатации изделия стальные канаты ежемесячно осматривают на наличие дефектов. Проверки осуществляют инженерно-технические специалисты на предприятии.

На основании следующих критериев проводят браковку стального каната:

  • присутствие обрывов проволоки у концевых заделок;
  • места большого сосредоточения обрывов проволоки;
  • наружный и внутренний износ, наличие коррозионных изменений;
  • выход проволоки из замка;
  • разрывы прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • раздавливание прядей;
  • наличие загибов;
  • деформация под воздействием температур или электрического разряда.

Наличие критического числа повреждений и деформаций стального каната говорит о его браке, поэтому изделие не может более эксплуатироваться.

Учитывая основные характеристики, можно подобрать подходящий стальной канат для проведения конкретных работ, например:

  • Изделия из круглой проволоки одинарного плетения используют при повышенных нагрузках. У них высокие показатели жесткости, поэтому данные канаты подходят для линий электропередач и в качестве тросов, защищающих груз.
  • Двойное плетение каната обеспечивает изделие особой прочностью. Поэтому ему отдают предпочтение, когда есть сильные концевые нагрузки.
  • Стальной канат ЛК-Р используют для работ под открытым небом, например для строительных кранов или любых других подъемных средств.Так как смена температуры и различные погодные условия помимо прочего влияют на износ материала, он оптимально подходит для таких условий работы.
  • Стальные канаты ЛК-О отличаются высокой стойкостью к износу, используются в агрессивных средах. Внешний слой такого троса выполнен из проволоки большого диаметра, что позволяет использовать трос в работе длительное время. ЛК-О широко применимы в лифтах, на больших судах, в горах при организации канатных мостов.

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и синтетических волокон . На кораблях и вспомогательных судах Военно-Морского Флота тросы применяются в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов и буксиров, в грузоподъемных устройствах, для крепления предметов на корабле, для водолазных работ, в минно-тральном деле, в приборах и механизмах, при такелажных и других работах.

Материал, конструкция и классификация стальных тросов. Стальные тросы, используемые на кораблях ВМФ, изготовляются из высокоуглеродистой оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,4 до 3,0 мм с пределом прочности при растяжении от 130 до 200 кгс/мм2. Цинковое покрытие проволоки, предохраняющее трос от ржавления, бывает трех групп: для легких условий работы - ЛС; для средних условий работы - СС; для жестких условий работы и в морской воде - ЖС. Проволока вырабатывается трех марок: В, I и II. Наиболее качественной, обладающей большой вязкостью и механической прочностью является проволока марки В (высшей), затем идет проволока марок I и II. По конструкции стальные тросы делятся на три типа: одинарной, двойной и тройной свивки.

Т р о с ы о д и н а р н о й с в и в к и состоят из одной пряди, у которой проволоки одинакового диаметра свиты по спирали в один или несколько (до четырех) слоев вокруг одной из проволок (рис. 4.1). Количество проволок и слоев в пряди указывается в характеристике троса суммой цифр, в которой первая цифра показывает наличие центральной проволоки, вторая - количество проволок в первом от центра пряди слое, третья - во втором слое и т. д. Сумма всех цифр указывает общее количество проволок в пряди. Например, запись 1 + 6 + 12 означает, что в пряди девятнадцать проволок, из которых шесть свито в первом слое и двенадцать - во втором, одна проволока центральная.

Рис. 4.1. Спиральный однопрядный трос одинарной свивки


Если проволоки одного слоя свиваются в ту же сторону, что и проволоки смежных слоев, то все слои будут соприкасаться по всей длине проволок (рис. 4.2).


Рис. 4.2. Линейное касание проволок в пряди


Трос, свитый из таких прядей, называется тросом с линейным касанием проволок и обозначается буквами ЛК. При навивке каждого последующего слоя проволок в сторону, противоположную предыдущему (проволоки отдельных слоев пряди ложатся под углом к проволокам смежных слоев и касаются их в точках пересечения), получается трос с точечным касанием - ТК (рис. 4.3).


Рис. 4.3. Точечное касание проволок в пряди


Тросы одинарной свивки иначе называются спиральными или однопрядными. Они применяются в различных приборах и механизмах. Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с пределом прочности 50-90 кгс/мм2, называются бен- зельными. Эти тросы обладают большой гибкостью и применяются для накладывания бензелей, изготовления кольчужных пластырей и в различных такелажных работах.

Т р о с ы д в о й н о й с в и в к и называются тросами тросовой работы. Они изготовляются свиванием нескольких прядей в один или два слоя вокруг одного металлического, органического или минерального сердечника (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Трос тросовой работы двойной свивки: а - с металлическим сердечником; б - с органическим или минеральным сердечником


Трехпрядные тросы свиваются без сердечников. (рис. 4.5).


Рис. 4.5. Трехпрядный трос


Центральный сердечник заполняет пустоту в центре троса и предохраняет пряди от проваливания к центру. Металлическим сердечником является обычная проволочная прядь или стальной трос, свитый из нескольких прядей; в первом случае трос называется цельнометаллическим, во втором - тросом со специальным проволочным сердечником. Органические сердечники, изготовляемые из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной ткани, способствуют образованию круглой формы троса и, будучи пропитаны антикоррозионной, противогнилостной смазкой (вазелином, пушечной смазкой, канатной мазью и др.), предохраняют внутренние слои проволок троса от коррозии, уменьшают трение между ними и таким образом удлиняют срок службы троса. Минеральные сердечники изготовляются из асбеста и применяются в тросах, предназначенных для работ в условиях высоких температур. Тросы тросовой работы используются для стоячего такелажа, изготовления швартовов, буксиров, тралов, различных стропов, найтовов, шкентелей; они применяются для гиней и бегучего такелажа.

Т р о с а м и т р о й н о й с в и в к и называются тросы кабельной работы (отворотные). Их свивают из нескольких тросов тросовой работы, которые в этом случае называются стрендями (рис. 4.6). Тросы кабельной работы изготовляются из более тонкой проволоки, чем тросы тросовой работы. Они значительно гибче последних, но в то же время слабее примерно на 25и/о- Тросы кабельной работы употребляются главным образом там, где требуется особая гибкость, например на легких подъемных механизмах с навивкой троса на барабаны, для лопарей шлюпочных талей и т. п. Толстые тросы диаметром 40-65 мм идут на швартовы и буксиры.


Рис. 4.6. Трос кабельной работы тройной свивки


Наибольшее распространение имеют тросы тросовой работы и особенно шестипрядные, свитые вокруг пенькового сердечника.

Пряди тросов двойной и тройной свивки состоят из проволок одинаковых или разных диаметров, свитых вокруг центральной проволоки или органического (минерального) сердечника в один или несколько слоев. В характеристике троса при наличии прядей с органическим сердечником вместо единицы ставится нуль. Запись 0 + 9 + 1 5 означает, что прядь имеет 24 проволоки, свитые в два слоя по 9 и 15 проволок вокруг органического сердечника. Проволоки в отдельных слоях пряди могут иметь линейное, точечное и точечно-линейное касание - Т Л К (рис. 4.7).


Рис. 4.7. Точечное и линейное касание проволок в пряди


Тросы типа ЛК могут иметь проволоки одинакового диаметра во всех слоях пряди - Л К - О, двух разных диаметров в верхнем слое пряди - Л К - Р, разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди - ЛК-РО и меньшего диаметра, заполняющего пространство между двумя слоями,- Л К - 3.

Тросы типа ТК имеют проволоки или одинакового диаметра, или двух разных диаметров по отдельным слоям пряди.

Тросы типа ТЛК могут иметь проволоки одного диаметра, двух диаметров и разного и одинакового диаметра.

Площадь заполнения сечения троса типа ЛК металлом на 13% выше, чем троса типа ТК, на эту же величину выше суммарная разрывная крепость троса. Работоспособность троса типа ЛК выше в 1,5-2 раза.

Стальные тросы имеют правое и левое направление свивки прядей. В первом случае пряди в тросе свиваются по часовой стрелке и образуют трос прямого спуска (рис. 4.8,6, в); во втором - против часовой стрелки, образуя трос обратного спуска (рис. 4.8, а).

По виду свивки тросы бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос одинаковое, называется тросом односторонней свивки (рис. 4.8,6). Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос различно, называется тросом крестовой свивки (рис. 4.8, а). Трос, свитый из прядей, половина которых имеет правую свивку проволок, а вторая половина - левую, называется тросом комбинированной свивки (рис. 4.8, в).

У тросов односторонней свивки проволоки расположены под углом к оси троса, у тросов крестовой свивки - параллельно оси троса, у тросов комбинированной свивки - елочно.


Рис. 4.8. Трос стальной: а - левой крестовой свивки; б - правой односторонней свивки; в - правой комбинированной свивки


Заводы-изготовители выпускают тросы крестовой (правой) свивки. Они в наименьшей степени подвержены раскручиванию, не требуют особого обращения и находят наибольшее применение на кораблях. Тросы остальных видов свивки изготовляются только по требованию заказчика.

Конструкцию стального троса принято характеризовать формулой


где n - число прядей в тросе;
m - число проволок в пряди;
l - число органических сердечников в тросе.

Например, запись 6 x 30 + 7 означает, что трос свит из 6 прядей, каждая прядь свита из 30 проволок, трос имеет 7 органических сердечников, из которых один общий, и по одному в каждой пряди. Для более подробного обозначения конструкции троса впереди формулы ставят буквы, характеризующие свивку проволок в пряди и соотношение проволок по диаметру. ТК 1X19 означает однопрядный трос с 19 проволоками в тросе при точечном их касании. Л К - 0 7 X 7 означает семипрядный цельнометаллический трос, по 7 проволок одинакового диаметра в пряди, с линейным касанием в каждой из них.

Полная характеристика троса обозначается записанными в определенном порядке цифрами и буквами. Например, запись ЛК-РО 6 x 3 6 + 1 - 1 8 - Н - 1 7 0 - В - Ж С - Л - О, ГОСТ 7668-55, означает трос с линейным касанием разного и одинакового диаметра проволок по отдельным слоям пряди, шестипрядный, по 36 проволок в пряди, с одним центральным органическим сердечником, диаметром 18 лш, нераскручивающийся (трос, проволокам которого придают спиральную форму на специальных станках), из проволоки с пределом прочности 170 кгс/мм2, марки В, для жестких условий работы, левой односторонней свивки, ГОСТ 7668-55.

В характеристике конкретного троса применяются и другие обозначения: НК - некрутящийся трос, который при работе не вращается вокруг своей оси (используется для аварийно-спасательных, гидрологических и других работ); К - трос комбинированной свивки.

Трос крестовой правой свивки (обыкновенный, раскручивающийся) специального буквенного обозначения не имеет.

Стальные тросы бывают жесткие и гибкие. Жесткие тросы изготовляются из малого количества проволок большого диаметра, с одним органическим сердечником или без него. Они обладают большой прочностью. Гибкие тросы изготовляются из большого числа тонких проволок и имеют один или несколько органических сердечников. По гибкости отдельные стальные тросы не уступают растительным тросам. Тросы по гибкости можно сравнивать с помощью коэффициента гибкости тросов (табл. 4.1).


Т а б л и ц а 4.1



Т а б л и ц а 4.2


Измерение стальных тросов, разрывная и рабочая крепость, расчет тросов. Т о л щ и н а стального троса измеряется по диаметру в миллиметрах (мм). При четном числе прядей толщина троса замеряется штангенциркулем (рис. 4.9), при нечетном - лентой. В последнем случае результат измерения нужно разделить на 3,14.


Рис. 4.9. Измерение диаметра троса штангенциркулем:


Стальные тросы по требованию заказчика могут изготовляться л ю б о й д л и н ы, но не менее 200 м. Наиболее распространены тросы длиной 250, 500, 750 м.

О т н о с и т е л ь н о е у д л и н е н и е стальных тросов (отношение абсолютного приращения длины троса при растяжении к первоначальной его длине) составляет не более 3%. Это их недостаток, так как при резких рывках тросы рвутся.

Вес стального троса W в кг выбирается из ГОСТ или рассчитывается:


где К - коэффициент;
l - длина троса, м;
d - диаметр троса, см.

Для однопрядных спиральных тросов K = 0,52, для трехпрядных без органического сердечника K=0,40, для тросов с одним органическим сердечником K = 0,37, для тросов с несколькими органическими сердечниками.

Р а з р ы в н а я к р е п о с т ь (прочность, разрывное усилие) - минимальная нагрузка, при которой трос разрывается. Величина разрывной крепости R в кгс конкретного троса выбирается из ГОСТ или рассчитывается:


где К - коэффициент;
d - диаметр троса, мм.

Для однопрядных спиральных тросов K=70, для тросов с одним органическим сердечником K=40, для тросов с несколькими органическими сердечниками K=34.

П р и м е ч а н и е. При измерении троса по окружности коэффициент К соответственно принимается равным 7,0; 4,0; 3,4.

П о д б о р т р о с а для определенных условий работы производится по р а б о ч е й к р е п о с т и (допустимому натяжению, которое выдерживает трос в процессе работы в течение продолжительного времени без нарушения целости отдельных проволок или всего троса).

Величина рабочей крепости троса Р в кгс:


где R - разрывная крепость троса, кгс;
п - коэффициент запаса прочности (безопасности).

Для тросов, используемых в стоячем такелаже, n=4, для бегучего такелажа и подъема грузов п = 6, для подъема грузов при больших скоростях подъема n = 6 / 1 0, для подъема людей n=14.

Пример. Подобрать стальной гибкий трос для подъема груза 2000 кг. Трос основан в одношкивном подвижном блоке (груз W удерживается на двух тросах).

Р е ш е н и е. По формулам (4.3) и (4.4) натяжение (рабочая крепость троса):


При 8-кратном запасе прочности разрывная крепость троса
а диаметр троса с 7 органическими сердечниками
Диаметр троса можно определить также по ГОСТ. Для этого в таблице Г О С Т 3084-55 (табл. 4.7) подбираем разрывную крепость троса, подыскивая в графе «Разрывное усилие троса в целом» число, ближайшее большее к 8000 кгс. Для троса с пределом прочности проволоки при растяжении 140 кгс/мм2 такая разрывная крепость равна 8240 кгс и соответствует тросу диаметром d =15,5 мм.

В табл. 4.3-4.9 помещены данные, установленные государственными общесоюзными стандартами для стальных тросов, наиболее широко применяемых на кораблях и вспомогательных судах ВМФ.

Правила приемки стальных тросов. Тросы поставляются на деревянных или металлических барабанах или в бухтах, перевязанных в 4-6 местах (для тросов диаметром до 30 мм при максимальном весе 700 кг). Тросы, служащие для подъема и спуска людей, поставляются только на барабанах.

Каждый трос снабжен биркой, прикрепленной к барабану или бухте, и актом-сертификатом. На бирке указывается: завод, заводской номер троса, условное обозначение, длина, вес, дата изготовления и ГОСТ троса. В сертификате, кроме того, указывается: тип троса и его условное обозначение, направление и вид свивки, группа оцинковки, расчетный предел прочности проволоки и суммарное разрывное сопротивление всех проволок в тросе, разрывная крепость троса в целом.


Т а б л и ц а 4.3. П р и м е ч а н и я: 1. Тросы, разрывная крепость которых указана справа от жирной линии (табл. 4.3-4.9), изготовляются из светлой проволоки.
2. Г О С Т 2688-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности тросов отдельных диаметров и выше 180 кгс/мм2, а именно: 190, 200, 210, 220, 230, 240 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.4. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 3062-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности тросов отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно: 190, 200, 210, 220. 230. 240. 250. 260 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.5. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 3066-66 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности тросов отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно; 190, 200, 210, 220, 230, 240, 250, 260 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.6. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 3083-66 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно: 190, 200, 210, 220 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.7. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 3084-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности тросов отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно: 190, 200, 210, 220 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.8. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 7668-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности тросов отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно 190 кгс/мм2.



Т а б л и ц а 4.9. П р и м е ч а н и е. ГОСТ 7673-66 предусматривает изготовление тросов с прочностью тросов отдельных диаметров 120 кгс/мм2 и выше 180 кгс/мм2, а именно: 190, 200, 210, 220 230 240, 250, 260 кгс/мм2.


При приемке троса на корабль следует произвести тщательный наружный осмотр и обмер его, а также проверить конструкцию. Осмотр троса заключается в проверке его свивки, которая должна быть равномерной по всей длине. Трос не должен иметь оборванных, перекрещивающихся, заломанных и натянутых слабее других проволок. На поверхности проволок троса не должно быть вмятин, срезов и ржавчины; трос должен быть круглым по всей длине. Оцинковка проволок должна быть прочной, без трещин. Пряди троса не должны иметь ослаблений, заломов, выпячиваний и запада- ния. Органические сердечники не должны выделять смазывающее вещество и выпячиваться изнутри троса.

После внешнего осмотра производят обмер троса и сверяют его фактическую конструкцию с данными, указанными на бирке и в сертификате, для чего слегка расплетают конец троса и пересчитывают количество прядей, проволок в прядях и количество органических сердечников; проверяют расположение прядей в тросе и проволок в прядях. Конструкция троса должна соответствовать данным, указанным в требовании корабля.

Все данные и результаты осмотра записываются в книгу учета тросов.

Работа со стальными тросами и уход за ними. Тросы должны соответствовать условиям работы. Жесткий трос, например, нельзя применять в качестве швартовов, пропускать через блоки, так как он будет быстро изнашиваться. Для швартовов, буксиров и оснастки подъемных устройств употребляется гибкий трос.

Направление свивки и порядок навивки троса на вьюшки, барабаны шпилей и лебедок подбирают такими, чтобы в процессе работы трос дополнительно подкручивался. Это увеличивает его плотность, а следовательно, срок службы.

Трос, намотанный на барабан, при погрузке и выгрузке нельзя бросать и подвергать сильным ударам, так как при поломке барабана он может спутаться, а распутать его трудно.

Недопустимо образование петель, так как при натяжении троса они образуют залом - калышку, резко понижающую прочность троса и делающую его непригодным. Петлю следует осторожно и правильно развернуть, не допуская вытягивания полузавернутой петли. При распускании бухты трос сматывают за наружный конец, одновременно вращая бухту или барабан (рис. 4.10), и сразу наматывают на вьюшку или укладывают на палубе в бухту.


Рис. 4.10. Распускание бухт и барабанов стального троса:
а - правильно; б - неправильно


Прежде чем отрубить от бухты отрезок стального троса какой-либо длины, во избежание раскручивания на трос накладывают две марки мягкой проволоки или бензель. Расстояние между марками должно быть от одного до четырех диаметров троса; длина каждой марки - не менее 5-кратного диаметра троса. Стальной трос нужно крепить восьмерками и только на двойные кнехты, закаболивая два верхних шланга.

При стоянках на швартовах и при самой швартовке нельзя допускать, чтобы один трос зажимал другой или шел по другому. Перед подачей на другой корабль (берег) трос растягивают на палубе и расправляют петли. При необходимости укладки на палубе трос кружат в бухту большого диаметра и укладываемые шлаги через один подворачивают.

При наматывании на барабан трос следует околачивать деревянным мушкелем; применять металлическую кувалду во избежание повреждения оцинковки и последующего ржавления троса нельзя.

Вязать узлы из стального, даже гибкого троса не следует. Два стальных троса соединяют с помощью скобы, заведенной в коуши на концах троса. При высококачественном выполнении сплесня потеря прочности троса составляет около 15% - для тросов с разрывной крепостью проволоки 120-130 кгс/мм2, около 20% - при разрывной крепости 140-150 кгс/мм2 и до 30% - при разрывной крепости проволоки 160-170 кгс/мм2. Сплеснивать тросы, предназначенные для подъема и спуска людей, не разрешается.

В местах соприкосновения с острыми выступающими частями под трос ставят деревянные прокладки или подкладывают маты.

Во время эксплуатации тросы необходимо регулярно смазывать. Смазка, обладающая антикоррозионными и противогнилостными свойствами, значительно увеличивает срок службы тросов. Хорошей смазкой является канатная мазь (индустриальная канатная ИК). Применяются также технический вазелин (универсальная низкоплавкая УН), пушечная смазка (УНЗ), солидол синтетический (универсальная среднеплавкая синтетическая УС) и солидол жировой (универсальная среднеплавкая УС). Технический вазелин и пушечную смазку перед употреблением разогревают до 60-80°.

Нельзя употреблять для смазки тросов мазут, соляр, отработанное машинное масло и другие вещества, содержащие кислоты и щелочи.

Тросы смазывают не реже одного раза в три месяца и каждый раз после пребывания троса в воде. Тросы, находящиеся на хранении на корабле, смазывают не реже одного раза в год. Перед смазкой с тросов металлическими щетками удаляют старую засохшую мазь и грязь. Смазка наносится нежирным слоем жвачкой или ветошью. При обнаружении ржавчины трос нужно смотать с вьюшки, очистить от ржавчины, протереть ветошью, смоченной в уайт-спирите, протереть досуха, смазать и намотать на вьюшку. Консервированная смазка удаляется ветошью.

Если трос по условиям работы должен находиться в морской воде, его полезно смазать прокипяченной горячей смесью, состоящей из равных частей древесной смолы и извести. После работы трос промывают пресной водой, высушивают, смазывают и наматывают на вьюшку.

Тросы с органическими сердечниками нельзя держать в местах с высокой температурой, так как сердечники могут перегореть.

Лопнувшие проволоки коротко обрезают, а трос в этих местах оклетневывают мягкой проволокой. На концы троса во избежание раскручивания накладываются прочные проволочные марки.

В соответствии с требованиями Корабельного устава ВМФ и Правил эксплуатации корпусов, устройств и систем кораблей и вспомогательных судов ВМФ должны проводиться ежедневные и периодические (не реже одного раза в месяц) осмотры и проверки всех тросов. Недостатки устраняются немедленно, а пришедшие в негодность тросы заменяются новыми.

Хранение и срок службы стальных тросов. Стальные тросы, находящиеся в употреблении, хранят намотанными плотными рядами на вьюшки, закрытые парусиновыми чехлами, или свернутыми в бухты, уложенные на деревянные банкеты. В солнечную погоду чехлы снимают. Тросы, хранящиеся в корабельных кладовых, не реже одного раза в год поднимают на верхнюю палубу, проверяют их состояние и меняют смазку. Кладовые должны быть сухими и систематически вентилироваться.

При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа, швартовов, подъемных тросов он равен 2-4 годам. Тросы для подъема грузов и людей считаются непригодными к эксплуатации, если число лопнувших проволок по длине, равной восьми диаметрам троса, составляет больше 10% их общего числа или лопнула целая прядь.

Чрезмерные изгибы троса также вредны, поэтому шкивы, ролики, барабаны, которые в работе огибает трос, должны быть тщательно подобраны. Диаметр барабанов и шкивов должен быть для троса кабельной работы не меньше 4 диаметров, для троса тросовой работы не меньше 18 диаметров. При использовании троса в стрелах и талях диаметр шкива должен быть не менее 300 диаметров проволоки троса.

На срок службы тросов оказывают значительное влияние диаметр кипов шкивов, роликов или барабанов и состояние их поверхностей. Морская практика рекомендует следующие диаметры кипов в зависимости от диаметров тросов (табл. 4.10).

Строительство зданий, мостов и дорог, нефтегазоперерабатывающая и угольная отрасли промышленности, морское и речное судоходство и прочие отрасли не обходятся сегодня без стального троса. Гибкие и прочные канаты, свитые из стальной проволоки, используются для подъёма и перемещения различного оборудования, строительных материалов, конструкционных элементов и других грузов.

Особенности строения троса

Стальной канат - сложное металлическое изделие, являющееся основным элементом во многих дорожно-строительных, землеройных, грузоподъёмных машинах и механизмах. Любой трос состоит из множества скрученных в пряди проволок, оплетающих общий сердечник из металла или других материалов.

Прочность и конструкция каната зависит от количества и толщины проволок в каждой пряди, количества сердечников и материала их изготовления, плотности и количества свивок в тросе. Сердечник витого троса формирует модель готового изделия и предохраняет поверхность каната от сдавливания при высоких механических нагрузках. Сердечник из металла повышает структурную прочность троса, при натяжении и при высоких температурах уменьшает его конструктивное удлинение.

Борьба со ржавчиной

Основная проблема стальных тросов, коррозия, решается тремя путями:

  1. Производство исходной проволоки осуществляется из нержавеющей стали. Метод самый надёжный и дорогостоящий.
  2. Покрытие проволок цинком или хромом. Самое стойкое напыление рассчитано на несколько лет эксплуатации.
  3. Комбинированные тросы с органической или синтетической сердцевиной. Пропитанные специальной смазкой сердечники из пеньки, сизаля, манила или хлопка минимизируют трение между элементами каната и продлевают сроки его использования. Более прочный и лёгкий двухслойный сердечник из полиамидных нитей применяется в тросах для снаряжения экстремальных видов спорта.

По соотношению долговечность - качество - цена оцинкованные тросы с неметаллическими сердечниками считаются самыми оптимальными. Иногда обеспечивается водоотталкивающей смазкой (солидолом или нигролом).

Качественные характеристики троса из стали

Одним из основных аспектов оценки стального троса является его прочность. Определяемая толщиной, способом изготовления и конструкцией, прочность каната обуславливает допустимую на него нагрузку. Рабочая прочность (допустимое усилие) определяется максимальной нагрузкой, при которой целостность троса не нарушается долгое время. Прочность на разрыв определяется минимальной нагрузкой, разрушающей стальной трос. Не разрушаясь, канаты из стали толщиной 2…10 мм выдерживают нагрузку от 47 до 174 кг. Минимальная нагрузка для разрыва стальных тросов колеблется от 235 кг для тонких 2-миллиметровых канатов до 5880 кг для канатов с диаметром 10 мм.

Немаловажным критерием при выборе троса является гибкость. Чем больше проволок свито в прядь стального каната, тем он более гибкий. В тросах повышенной гибкости каждая из 6 прядей, оплетающих органический сердечник, свита из 144 проволок. состоит из 72 42 элементов считается жёстким. При производстве стальных канатов используется проволока толщиной 1…8 мм.

Разновидности стальных канатов

Классификация тросов определяется количеством свивок:

  • При одинарной свивке проволока накручивается по спирали на сердечник. Такой канат может использоваться и как готовое изделие, и в качестве элемента более сложных тросов.
  • Для двойной свивки используются готовые одинарные пряди, обвивающие сердечник в определённой последовательности. Такая методика применяется для производства однослойных и многослойных тросов. Специальные правила обвивки позволяют двойным оцинкованным тросам (стренгам) не только выдерживать значительные нагрузки, но и не закручиваться при работе.
  • Самые прочные и надёжные канаты получают тройной свивкой. Для их формирования стренги производят по специальному методу.

Направление прядей при свивании может быть как правым, так и левым.

Маркировка тросов

Обозначение вида оцинкованного троса определяется типом плетения прядей. В зависимости от способа расположения проволок, тросы разделяются на несколько видов:

  • ЛК - линейное касание, при котором шаг свивки во всех слоях одинаковый с повторяющимся рисунком.
  • ЛК-О - при плетении пряди используется проволока одного диаметра.
  • ЛК-Р - трос сформирован прядями, сплетёнными из проволок с разным диаметром.
  • ЛК-РО - при изготовлении каната сплетены пряди разных типов.
  • ТК - точечное касание проволок. При таком плетении каждый слой пряди имеет свой шаг, и слои между собой перекрещиваются.
  • ТЛК - комбинированный трос из прядей и с линейным, и с точечным касанием.

Правильный выбор оцинкованного троса в зависимости от условий эксплуатации и его назначения влияет на долговечность и качество работы машин и механизмов, в которых он используется. Например, низкая плотность внутренней структуры ТК типов при динамической нагрузке провоцирует сильное трение слоёв каната и приводит к его быстрому износу.

В маркировке изделия также указывается вид покрытия, диаметр, тип свивки, назначение, вид скрутки, рихтовка, точность и прочность.

Государственным стандартом определяются требования к оцинкованному тросу, ГОСТ имеет каждый тип стального каната. Например, стальные тросы типа ЛК-О двойной свивки с металлическим сердечником выпускаются в соответствии со стандартом 3066-80, а с органическим - 3069-80, ЛК-О одинарной свивки соответствует стандарту 3062-80, тросы ЛК-Р с органическим сердечником производятся в соответствии с ГОСТом 2688-80 и так далее. Эти документы регламентируют назначение, механические свойства марок, виды покрытия проволок, направление и способ свивки, сочетание в канате направлений свивок его элементов, точность изготовления и степень уравновешенности. Правила приёмки, технические требования, маркировка, методы испытаний, упаковка, транспортировка и нормы хранения тросов определены ГОСТом 3241-91.

Применение стального каната

Благодаря надёжности и практичности, оцинкованные тросы из стальной проволоки активно применяются составным элементом промышленного оборудования в самых разнообразных сферах:

  • в подъёмно-транспортных механизмах;
  • в дорожно-строительных, землеройных и горных агрегатах;
  • в технике нефтегазодобывающих отраслей;
  • в сельскохозяйственных машинах;
  • в судостроительном производстве и других промышленных отраслях.

Широкий ассортимент тросов разного диаметра и прочности позволяет приобрести соответствующий конкретному оборудованию тип стального каната.

По назначению стальные тросы разделяются на две группы: предназначенные только для работы с грузами и для осуществления подъёма или транспортировки и людей, и грузов.

Преимущества оцинкованных канатов

Покрытие стальной проволоки цинком увеличивает срок эксплуатации стального каната в 3 раза и позволяет его использовать в агрессивных средах. Оцинкованные тросы отличаются высоким уровнем устойчивости к коррозии, что делает возможным их применение на речных и морских судах. Благодаря высокой износостойкости, они активно применяются во всех сферах промышленности.

Покрытие стальной проволоки цинком разделяет тросы по условиям работы на три группы:

  • В жёсткой агрессивной среде.
  • В особо агрессивной жёсткой среде.
  • В среднеагрессивной среде.

Трос в оболочке

Современная промышленность предлагает оцинкованный трос в оплётке из ПВХ, повышающей защиту от коррозии. Такие канаты успешно используются при необходимости обвязывать груз для погружения в жидкость, в качестве растяжек при монтаже антенн и мачт, при такелажных и погрузочных работах в неблагоприятных условиях и при низких температурах. Оцинкованный трос 3 мм в ПВХ-оболочке используется для проведения воздушных линий связи и электроснабжения. Сегодня ассортимент оцинкованных тросов пополняется изделиями с покрытием из материалов, выдерживающих воздействие высоких температур и противостоящих горению.

Стальные канаты нашли применение в различных отраслях промышленности и строительства. Переработка нефти, добыча угля, возведение промышленных объектов и жилых зданий, эксплуатация морских и речных судов - это далеко не полный список применения металлических тросов.

Сфера применения

Главное назначение стального каната это выполнение такелажных, буксировочных и грузоподъемных работ. Высокая прочность в сочетании с гибкостью позволяют использовать металлоизделия данной категории для оснащения грузоподъемного оборудования и тяжелой техники. Сюда относятся оборудование для бурения, подъемные краны, экскаваторы. Помимо этого канаты из стальной проволоки используются в производстве механизмов подъема и опускания грузо-пассажирских лифтов.

Талевые канаты с линейным касанием проволок применяются в создании:

  • подъемных установок в цехах металлообработки;
  • шахтного подъемного оборудования;
  • буровых установок и горных машин;
  • землеройной и дорожной техники;
  • подвесных дорог.

Стальными тросами оснащаются судовые краны и автокраны, тельферы, лебедки и скреперы, лифты, барабанные лебедки и гидравлические лифты.

К ценным свойствам металлического троса относится его гибкость и возможность изготовления грузозахватных приспособлений, которые выдерживают серьезные механические нагрузки. К стальным тросам и дополнительным элементам, в сочетании с которыми они используются, предъявляются строгие требования на соответствие нормам госстандарта.

Отличные механические характеристики и коррозионная стойкость позволяют использовать в строительстве ответственных сооружений - мостов, эстакад. Бетонные конструкции, армированные металлическим шнуром, приобретают необходимую прочность, способность отрабатывать большие динамические и статические нагрузки.

Основные параметры для выбора канатов это гибкость, прочность, грузоподъемность, а также предельные значения их натяжения. Для повышения устойчивости металлоизделий к воздействию агрессивных сред они могут подвергаться дополнительной обработке. Область применения каната зависит от материала изготовления, назначения и марки.

Описание

Канат стальной ГОСТ 2688-80 представляет собой металлоизделие, которое состоит из органического сердечника и свитых стальных проволок. Сердечник является основой конструкции и придает изделию гибкость. Он выполняет роль амортизатора, противостоит радиальному давлению при нагружении каната и препятствует его поперечной деформации.

Он может быть выполнен из:

  • полипропилена, полиэтилена;
  • пеньки или хлопкового волокна;
  • вискозы, капрона, лавсана;
  • корда, сизаля.

Чтобы защитить сердечник от преждевременного разрушения и гниения его пропитывают специальными антикоррозионными составами, не содержащими кислот и щелочей. Для пропитки сердечника применяются канатные смазки:

  • Торсиол-55;
  • Эласкон;
  • БОЗ-1;
  • СК-50;
  • КС-У.

В процессе эксплуатации при изгибе каната смазка проникает в зазоры между проволоками, обеспечивая их равномерное смазывание и защиту металла от коррозии. Благодаря канатной смазке обеспечивается длительная сохранность сердечника, уменьшается трение и износ внутренних и внешних проволок при работе каната на блоках. Смазка сохраняет свои качества в широком диапазоне рабочих температур от -50 С до +50 С. Защитная смазка используется как при изготовлении изделий, так и в процессе эксплуатации. Состав наносится сплошным слоем толщиной не менее 0,2 мм.

Металлический канат двойной свивки состоит из шести прядей, которые изготавливаются из проволок разного диаметра во внешнем слое прядей. Конструкционная схема каната 6×19 (1+6+6/6)+1 o.c. Такая конструкция сводит к минимуму риск разрыва и деформации изделия.

Канаты с линейным касанием проволок типа ЛК-Р обладают большой работоспособностью, что позволяет использовать их для работы в сложных условиях. Продукция этой категории обладает устойчивостью к абразивному износу и воздействию больших концевых нагрузок. Благодаря широкому ассортименту типоразмеров можно подобрать изделие с оптимальными техническими характеристиками .

Технические характеристики

Стальные канаты, изготовленные в соответствии с нормативами ГОСТа 2668-80, имеют диаметр сечения от 3,6 мм до 56,0 мм. Продукция классифицируется по нескольким признакам. Канаты повышенной точности изготовления обозначается индексом Т. В зависимости от назначения они бывают:

  • ГЛ - грузолюдскими, предназначенными для установки на лифтах;
  • Г - грузовыми, которые применяются для монтажа всех других механизмов.

Стальные тросы изготавливаются с правой (П) и левой свивкой, которая обозначается индексом Л. Направление свивки бывает:

  • К - комбинированным;
  • О - односторонним;
  • крестовым.

По способу свивки прядей канаты делятся на:

  • Н - нераскручивающиеся;
  • МК - малокрутящиеся;
  • раскручивающиеся.

Использование канатов с комбинированной и крестовой свивкой позволяет уменьшить кручение подвешенного груза. Одинаковое направление свивки проволок создает большую степень крутимости. Противоположное направление свиваемых прядей дает эффект малой крутимости (МК). Изделия с маркировкой Н обладают рядом преимуществ в сравнении с другими типами:

  • в процессе эксплуатации не образуют петель и узлов;
  • свободные концы не раскручиваются и не распускаются;
  • трос не совершает круговых вращений при обрезке, удалении перевязок.

В зависимости от степени уравновешенности канаты бывают рихтованными (Р) и нерихтованными. В результате рихтовки исчезает напряжение от деформации проволок и прядей. Изделие сохраняет свою прямолинейность как на горизонтальной плоскости, так и в свободном подвешенном состоянии.

По механическим свойствам продукция делится на марки:

  • В - обыкновенного качества;
  • ВК - высокого качества;
  • 1 - нормального качества.

Материалом для изготовления служит стальная проволока с цинковым покрытием и без него. Поверхностная плотность цинка зависит от диаметра проволоки.

  • Продукция с буквенным обозначением С эксплуатируется в агрессивных условиях. Плотность цинка составляет 20-110 г/м2.
  • Канаты, маркированные буквой Ж имеют плотность покрытия 25-150 г/м2 и используются в жестких условиях.
  • Изделия с маркировкой ОЖ предназначены для эксплуатации в особо жестких условиях с высоким уровнем износа. Поверхностная плотность цинка варьируется от 60 до 245 г/м2.

Условные обозначения

Маркировка изделия содержит в себе полную информацию о типе и марке продукции. Пример условного обозначения - канат 14-Г-ВК-Л-К-МК-Т-1860 ГОСТ 2688-80. Расшифровка:

  • 14 - диаметр каната;
  • Г - грузовой;
  • ВК - высокого качества;
  • Л - с левым направлением свивки;
  • МК - малокрутящийся;
  • Т - повышенной точности;
  • 1860 - маркировочная группа.

Особенности производства канатов

Канаты из оцинкованной проволоки обладают повышенной устойчивостью к коррозии и применяются в следующих сферах:

  • на лесосплаве и деревообрабатывающей промышленности;
  • транспортном строительстве и судостроении, авиастроении;
  • в металлургии и горно-добывающей отрасли;
  • производстве строительной техники;
  • в создании производственных линий.

Цена изделия зависит от его диаметра, типа и марки используемой стали. Материалом для изготовления металлических тросов служит канатная проволока из низколегированной стали. Она имеет сечение круглой формы и изготавливается из специальной катанки классов ПК, ВК, КК, что обеспечивает высокую пластичность готового изделия. По виду поверхности канатная проволока делится на:

  • светлую, без цинкового покрытия диаметром от 0,2 до 4,6 мм;
  • оцинкованную, диаметром 0,18-4,5 мм.

В качестве сырья для изготовления проволоки используется конструкционная и рессорно-пружинная сталь марок 45-85. Выбор марки стали зависит от назначения конечного продукта. Арматурные канаты изготавливаются из стали 70, 75, 80, 85. Для авиационных канатов проволоку изготавливают из стали марок 50,55, 60, 65.

Возможно использование коррозионно-стойких сталей марок 5Х17Н12Мо2, 17Х12Н7, 5Х17Н12М2. Сталь, легированная кремнием, марганцем, хромом, никелем и молибденом, показывает хорошие антикоррозионные качества и обладает устойчивостью к воздействию атмосферной влаги.

Контроль качества

Стальные канаты, используемые на производстве, требуют регулярного контроля состояния. Обнаруженные дефекты сверяются с нормами браковки изделий данной категории. К браку относится:

  • изменение конфигурации и разрушение сердечника;
  • выдавливание проволок из прядей;
  • износ наружного слоя проволок;
  • обрыв проволок;
  • залом каната.

При обнаружении подобных дефектов изделие бракуется.

Измерение диаметра каната

Диаметр каната определяют замером фактического размера изделия с помощью штангенциркуля. Замеры выполняются на двух участках, расстояние между которыми составляет не менее 1 м. На каждом участке диаметр замеряется в двух плоскостях. Среднее арифметическое значение четырех замеров должно находиться внутри границ допустимых значений, которые указаны для номинального диаметра.

Упаковка канатов

Купить изделие можно в бухтах, намотанным на деревянные или металлические катушки. Длина троса в бухте зависит от его диаметра и составляет 200, 500 и 1000 м. При оформлении заказа необходимая длина каната указывается в договоре, заключенном с производителем .

Предельное отклонение по длине не должно превышать 5% для канатов длиной менее 400 м. Для изделий длиной более 400 м допустимое отклонение составляет 20 м на каждые 1000 м.

  • внутренний диаметр не менее 15 диаметров изделия;
  • наружный диаметр не более 1,2 м;
  • высота не более 0,8 м.

Допускается намотка на катушку нескольких отрезков каната одного типоразмера. В этом случае концы прочно закрепляются, наружный конец обязывается и фиксируется на внутренней стороне щеки катушки. Для обвязки используются: пряди, канаты, ленты, проволока, органический сердечник.

По желанию заказчика канаты ГЛ оборачиваются полимерной пленкой или водонепроницаемой бумагой, катушки обшиваются досками. Бухты прочно перевязываются мягкой проволокой либо прядями каната в четырех или шести точках, при этом участки крепления должны быть равномерно расположены по окружности бухты. Упаковка продукции, которая отгружается в северные районы или отправляется морским путем выполняется по ГОСТ 15846-79.

Каждый трос снабжается сертификатом и биркой, которая крепится к катушке или бухте. На ней указывается заводской номер изделия, условные обозначения, параметры длины и веса.

Вес каната

Стальные канаты являются элементами грузоподъемных механизмов и приспособлений. Для эффективного использования оборудования необходима точная информация о параметрах каната - технические характеристики, диаметр, масса, сколько метров в тонне . Вес 1 метра изделия зависит от его диаметра, который складывается из диаметров проволок - центральной, внутреннего и наружного слоя.

Диаметр каната, мм Масса погонного метра, кг Масса 1000 м каната смазанного, кг Количество метров в тонне
3,6 0,049 48,8 20408,2
3,8 0,055 55,1 18181,8
4,1 0,064 64,1 15625,0
4,5 0,074 73,9 13513,5
4,8 0,084 84,4 11904,8
5,1 0,096 95,5 10416,7
5,6 0,117 116,5 8547,0
6,2 0,142 141,6 7042,3
6,9 0,177 176,6 5649,7
7,6 0,211 211,0 4739,3
8,3 0,256 256,0 3906,3
9,1 0,305 305,0 3278,7
9,6 0,359 358,6 2785,5
11,0 0,462 461,6 2164,5
12,0 0,527 527,0 1897,5
13,0 0,597 596,6 1675,0
14,0 0,728 728,0 1373,6
15,0 0,844 844,0 1184,8
16,5 1, 025 1025,0 975,6
18,0 1,220 1220,0 819,7
19,5 1,405 1405,0 711,7
21,0 1,635 1635,0 611,6
22,5 1,850 1850,1 540,5
24,0 2,110 2110,0 473,9
25,5 2,390 2390,0 418,4
27,0 2,685 2685,0 372,4
28,0 2,910 2910,0 343,6
30,5 3,490 3490,0 286,5
32,0 3,845 3845,0 260,0
33,5 4,220 4220,0 237,0
37,0 5,015 5015,0 199,4
39,5 5,740 5740,0 174,2
42,0 6,535 6535,0 153,0
44,5 7,385 7385,0 135,4
47,5 8,430 8430,0 118,6
51,0 9,545 9545,0 104,8
56,0 11,650 11650,0 85,8

Трос стальной рекомендуется для широкого применения в различных грузоподъемных устройствах, от ручных талей до подъемных кранов, для подъема и перемещения грузов, деталей и элементов конструкций. Трос стальной является частью большинства грузоподъемных механизмов и приспособлений. В зависимости от конструкции, трос стальной имеет различную гибкость и коэффициент растяжения. Трос стальной изготовлен из углеродистой стали и оцинкован. Конструктивно трос стальной изготовлен из высокопрочной проволоки и сердечника. Проволоку обвивают вокруг сердечника и получают прядь, пряди в свою очередь тоже обвивают вокруг сердечника и получают стальной трос.

Пример обозначения стального троса: 6 х 7 + FC.

Первая цифра – число прядей троса.

Вторая – число проволок в пряди.

Третья – число сердечников, включая сердечники в прядях, если нет цифры – неметаллический один в центре стального троса, а в прядях сердечник стальной.

Буквы – материал сердечника: FC – растительный, PVC – синтетика. Если нет буквенного обозначения, это значит, что в качестве центрального сердечника используется такая же прядь, как боковые.

Технические характеристики троса стального

D, мм

обозначение троса стального

площадь поперечного сечения, мм2

вес одного метра троса стального, кг
2 мм 1,50 0,47 2,35 0,014
3 мм 3,30 1,06 5,29 0,031
4 мм 5,90 1,88 9,41 0,059
5 мм 9,20 2,94 14,70 0,087
6 мм 13,30 4,24 21,20 0,125
7 мм 18,10 5,76 28,80 0,171
8 мм 23,60 7,52 37,60 0,223
9 мм 29,90 9,50 47,50 0,282
10 мм 36,90 11,76 58,80 0,349
12 мм 53,20 16,94 84,70 0,502
14 мм 72,40 23,00 115,00 0,683
16 мм 94,50 30,20 151,00 0,892