Меню

Серебряный храм в Киото. Гинкакудзи

Баня

В 1482 году у подножия горы Цукимацуяма («гора ожидания луны») был построен двухярусный дворец Хигасиямадоно («дворец в восточных горах»), перед которым известный мастер Санъами соорудил сад с прудом в центре. Ни в одном из столичных садов не было такого большого количества деревьев и больших камней. Вокруг сада располагались 12 строений. Изысканная простота построек прекрасно гармонировала с окружающим пейзажем. Всё вокруг, как свидетельствуют воспоминания современников, отражало вкусы и духовный мир сёгуна из дома Асикага - Ёсимаса (1438-1490), сформировавшийся под влиянием веры в Чистую землю Будды Амида и идей дзэн-буддизма.

Сюда приезжали поэты, художники, ценители прекрасного. Чайное действо, подбор ароматов при сжигании благовоний, составление букетов и занятия каллиграфией составляли основной смысл жизни удалившегося от дел сёгуна. Местом встреч был павильон Тогудо- строение, похожее на жилой дом в стиле сёин дзукури. Особенно была любима сёгуном небольшая, в четыре с половиной татами комната Додзинсай («любить одинаково и друзей, и незнакомых»).

Многое из того, что сегодня в японской культуре воспринимается как традиционное, развилось здесь, в Хигасиямадоно. Существует даже выражение «культура Хигасияма». Сохранился от тех времен и культурный шедевр, известный сегодня как Серебряный павильон - Гинкакудзи.

Золотой павильон в Киото - это буддийское святилище, в котором хранятся мощи Будды. Серебряный павильон - это храм богине Каннон.

После смерти Ёсимаса здесь был создан монастырь, который, согласно завещанию, назвали посмертным именем Ёсимаса - Дзисёдзи. Официально монастырь называется Тодзан Дзисёдзи («монастырь Дзисёдзи в восточных горах»), но свою известность в Японии и за её пределами он получил как Гинкакудзи.

Как и другие монастыри в Киото, Гинкакудзи не один раз горел и разрушался, и сегодня сохранились лишь два из его зданий - храм Каннон, который и есть так называемый Серебряный павильон, и Тогудо.

Серебряный павильон - это двухъярусное сооружение под изогнутой четырёхскатной крышей. Помещение первого этажа, которое называется «Дворец сердца пустоты», напоминает внутреннюю часть жилого дома. Второй этаж - «Храм наплывающих звуков», представляет собой зал дзэн-буддийского храма, в котором хранится скульптурное изображение богини Каннон.

Верхний ярус снаружи покрыт тёмным лаком. Каково было намерение создателей этого столь изысканного в своей простоте сооружения, сегодня никто не знает. Возможно, его собирались посеребрить.

Есть предположение, что идея оставить сооружение непосеребренным родилась позже и заключалась в том, чтобы противопоставить его Золотому павильону. Ведь золото - это ян, светлое начало, а серебро - инь, тёмное. Таким образом, внешний «тёмный вид» храма и, казалось бы несоответствующее ему название «Серебряный павильон» выражают одну и ту же идею.

На эту мысль наводит и название горы, возле которой расположен Гинкакудзи - Цукимацуяма («Гора ожидания луны»). Луна тоже считалась инь. А солнце - ян.

Идея любования луной, лунным светом лежит и в так называемой Гинсядан («море серебряного песка») - раскинувшейся перед Серебряным павильоном площадке, сооруженной из серебристо-серого песка. Песчаная поверхность рассечена бороздками, которые символизируют волны на воде. Вода это инь. Песчинки, сверкающие под лунной ночью, отражают свет и «подсвечивают» храм и сад.

Возле площадки Гинсядан из такого же серебристо-серого песка сооружен довольно большой усечённый конус - Когэцудай («помост для встречи луны»). Предполагают, что Когэцудай был сооружен в память о помосте, с которого Ёсимаса любовался луной.

Хижина моя

У подножия горы

"Ожидание луны" -

Это тень, которую бросает

Луна, клонясь к западу

Стихи написанные сёгуном Ёсимаса в переводе Майи Герасимовой.



Узкая тропинка отделяет площадку Гинсядан от сада для прогулок, а не только для любования. Сад расположен вокруг пруда «Парча и зеркало». Название пруда очень точно отражает его своеобразие: отражения на зеркальной поверхности воды зелени кустарников и деревьев, растущих вокруг пруда, создают впечатление отраженной в зеркале переливающейся парчи.

Сад Гинкакудзи - не только красивая территория вокруг пруда и Серебряного павильона. Он совершенно естественно «выплёскивается» на склон горы, у подножья которой расположен. Предстающие взору огромные камни на обрыве, тонкая, светлая струя водопада и гигантские деревья - всё взаимно подчеркивает особенность друг друга: мощь, которая таится в камнях, прозрачность воды, изысканные формы крон деревьев. Всё это вызывает чувство восхищения красотой и многообразием природы, заставляя забыть о том, что весь сад является рукотворной работой мастера того времени.

При кажущейся естественности, в саду Гинкакудзи продумано всё - от каждого камня до дерева. Сад Гинкакудзи устроен так, что с каждым шагом взору открывается новая картина: меняются не только первый план, но и второй, и третий. Показывается из-за кустов пруд, поворачивается другой стороной камень, наконец, чудесным образом смещаются и по-новому открываются даже самые далёкие холмы и горы.


Коллектив ООО «Фудзи Трэвел» выражает признательность и благодарность за предоставление авторского материала из книги «Киотоский альбом: история, культура, традиции» старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, кандидату филологических наук - Герасимовой Майе Петровне.

(с) М.П. Герасимова; (с) Институт востоковедения РАН. 2002 год.


Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках Гречко Матвей

Серебряный Бор

Серебряный Бор

Далее, по направлению к МКАД, лежит район безусловно уникальный. Это Серебряный Бор - конгломерат рек, речушек, озёр и болот, сформировавшийся более двухсот лет назад, после прекращения работ на серебряных рудниках. Ближайшие станции метро - «Крылатское», «Строгино», «Щукинская», «Октябрьское Поле». Но от каждой станции нужно ещё ехать наземным транспортом.

Там чистый воздух и отличные пляжи. И действительно можно купаться летом. Но и любители старины найдут для себя интерес! В Серебряном Бору сохранились две уникальные церкви. На правом берегу Москвы-реки, на Карамышевской набережной (№ 15) - храм Троицы Живоначальной в Хорошёве. Эта церковь построена в конце XVI века по приказу Бориса Годунова и немногих, переживших Смутное время.

Предполагают, что её архитектором был Фёдор Конь.

Церковь стоит прямо напротив кооператива «Речник», который не так давно пытались снести, выбросив жителей на улицу. Рядом, через канал - искусственный остров и район Хорошёво-Мневники.

Вторая церковь - за рекой, в селе Троице-Лыково. Село досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в качестве приданого Прасковьи Алексеевны Лыковой, тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения дяди. Считается, что архитектором был Яков Бухвостов. Это дивный образец нарышкинского барокко.

С 1749 г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.

Во время войны 1812 года храм был разорён вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращённых партизанами, которые неподалеку отбили у французов награбленное. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.

В 1933 году храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941 г., во время войны академик Подключников занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров.

В этих местах был ещё один храм - деревянный, очень старинный «клетского типа». Избежав пожаров, он простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранялось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937 г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты, возмущённые тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.

Ещё одной достопримечательностью района считается Бездонное озеро, про которое ходит много легенд: мол, дна там нет, под водой скрываются пещеры, ведущие невесть куда… Ни одна из этих баек не соответствует действительности, на самом деле «озеро» - не более чем карьер, образовавшийся после выборки бедной серебряной руды, максимальная глубина его - 8 метров.

Интересно летом побывать и в соседнем Крылатском, на Гребном канале, где в тёплое время года проводятся соревнования по гребле.

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» Автовская улица, 14.Тел.: 785-04-42.Станция метро: «Автово».Время работы: ежедневно – 10.00–18.00, суббота – 10.00–16.30, выходной день – воскресенье.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено, часть

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

Глава 7 Серебряный век как предвестие и стилистика русского

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Серебряный век: Опыт рационализации понятия[*] Совсем недавно в частной беседе с одним из видных специалистов по истории русской литературы XX века мы сошлись на том, что после выхода в свет книги О. Ронена «The Fallacy of the Silver Age» безотчетное и тем более терминологическое

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

Из книги Кто убил классическую музыку? автора Лебрехт Норман

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

«И век серебряный как месяц золотой…» Казалось, он навсегда погрузился в пучину забвения. В новой социалистической действительности XX века ему не было места даже в памяти историков культуры. Его страсти, духовные поиски, прозрения и уж тем более ошибки скрылись под

Мягкие очертания Восточных гор (Хигасияма) в Киото всегда ассоциировались с женской нежностью, на протяжении столетий вдохновляя японских поэтов и художников. Вершина Nyoigatake, также известная под названием Даймондзияма (Daimonjiyama), является местом проведения популярного огненного фестиваля, проводимого 16 августа. В это время тысячи зрителей собираются посмотреть на огромный иероглиф «Дай» («Великий»), который светится в темноте, выложенный из сотен горящих костров. У подножия горы Даймондзияма находится Серебряный храм «Гинкакудзи» (Ginkakuji Temple). К его воротам ведет знаменитая «Тропа философа», названная так в память об известном философе Nishida Kitarô (1870-1945), весной эта дорога утопает в цветах сакуры, а осенью горит листьями кленов.

Район Хигасияма имеет долгую историю. По берегам реки Сиракава люди селились с незапамятных времен. Археологические раскопки обнаружили здесь следы поселений эпохи Дзёмон (10 000 – 300 г.г. до н.э.). В период Нара (710-794) в Восточных горах строились буддийские монастыри. В период Хейан (794-1185) район, подобно северным горам Китаяма, использовался как священное место захоронения высшей знати, включая императорскую семью.

Когда-то, в середине периода Хейан, в Восточных горах был построен буддийский темпл Jôdo-ji, принадлежавший секте Тендай. В этом монастыре жил известный монах Enchin (814-89), тот самый, что нашел священный источник храма Киёмидзу-дэра . Монастырь процветал на протяжении долгого времени и был удостоен титула monzeki (такой статус присваивался некоторым, наиболее значимым храмовым комплексам, верховными жрецами в которых были лишь те, в чьих жилах текла императорская кровь).

В период Муромати (1336 – 1573) один из сыновей сёгуна Асикага Ёсинори (шестой сёгун династии), принял монашеский сан и стал главным настоятелем монастыря Jôdo-ji. Правда, позднее он был отозван своим старшим братом, седьмым сёгуном Ёсимаса Асикага (Yoshimasa Ashikaga), став советником сёгуна и его преемником (у действующего сёгуна Ёсимаса не было сына и наследника). Год спустя, однако, жена Ёсимаса родила сына и, желая видеть его следующим сёгуном Японии, затеяла интригу, которая в конце-концов привела к гражданской войне Онин (1467–1477). Сражения велись прямо на улицах Киото, превратив город в руины. Тогда пожары уничтожили многие известные храмовые постройки, в том числе, и монастырь Jôdo-ji.

После окончания войны, сёгун Ёсимаса Асикага решил построить свою виллу на месте бывшего монастыря. Строительство началось в 1482 году. Год спустя было построено жилое помещение дворца, и Ёсимаса, передав титул сёгуна своему сыну, удалился на покой в свою новую резиденцию. В 1485 г. на территории виллы был построен зал для медитаций, и Ёсимаса принял постриг монаха с духовным именем Kizan Dôkei. Строительство комплекса продолжалось, появлялись все новые постройки, и вот, наконец, в 1489 г. началось строительство главного строения – храма Милосердной Каннон. Следуя примеру своего деда, построившего знаменитый Золотой храм , павильон Каннон намеревались покрыть пластинами серебра, превратив его в своего рода Серебряный храм (Гинкакудзи). Ёсимаса не удалось воплотить свою мечту в жизнь: 7 января 1490 г. он умер, не увидев окончания строительства.

Пять лет спустя, после смерти Ёсимаса, согласно завещанию, вилла с прилегающим садом превратилась в буддийский храмовый комплекс, получивший название Jishoji, созвучно посмертному имени его основателя.

Воплощая свое представление буддийского рая, Ёсимаса особое внимание уделял также устройству парковой зоны, именно поэтому сад, окружающий Серебряный павильон, является одним из лучших примеров пейзажных японских садов. В любое время года посетителей сразу поражает царящая здесь гармония необыкновенного спокойствия и захватывающей дух красоты. Лучшие мастера садового дизайна принимали участие в создании этого прекрасного сада, в частности, завершение работ велось непревзойденным Соами.

Сад, окружающий Серебряный Павильон, славится также своими мхами, покрывающими почву под причудливо изогнутыми деревьями.

Широкую известность получил песочный сад с аккуратным конусом из песка, символизирующим священную гору Фудзи.

Последующие баталии и пожары, к сожалению, уничтожили все постройки храмового комплекса, за исключением основного павильона, известного как Серебряный храм. Он так никогда и не был покрыт серебром, как того желал Ёсимаса Асикага, но это незавершенное строение как нельзя лучше отражает философскую концепцию «ваби-саби».

Сын Ёсимаса, принявший титул сёгуна, погиб в сражении в 1489 году в возрасте 24 лет. Скорбящий отец во время поминальной службы велел на склоне горы Даймондзияма выложить огромный иероглиф «Дай» («Великий»). На горе были вырыты канавы, в которые заложили сосновые ветки. С наступлением темноты этот огромный костер был зажжен, чтобы указать душе путь к предкам. Это положило начало огненному фестивалю, который проходит каждый год 16 августа.

Считается, что строительство виллы Хигасияма дало толчок развитию восточного региона Киото, формируя новую для того времени культуру и стиль жизни.

ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название: Jishō-ji (慈照寺), лит. Ginkaku-ji (銀閣寺)
Религиозная секта: Zen, Rinzai sect, школа Shōkoku-ji
Дата основания: 1490 г.
Основатель: Ashikaga Yoshimasa
Вход: 500 йен
Часы работы:
март - ноябрь 8:30 - 17:00
декабрь - февраль 9:00 - 16:30
Адрес: 2 Ginkakujicho, Sakyo Ward, Kyoto
Телефон: 075-771-5725
Как добраться:
Автобус №100 до ост. Ginkakuji-mae

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

Проснувшись утром на второй день пребывания в городе, мне уже совсем не хотелось ходить внутри старых стен и смотреть хоть и на красивые, но приевшиеся буддистские храмы. Ехать за сотню километров на экскурсию в национальные парки Дой Сутхеп и Дой Итанон, которые так популярны среди туристов, тоже не было желания. В общем, за завтраком все мои мысли были заняты тем, куда бы пойти, чтобы интересно. А тут подтвердилась еще одна моя теория: если правильно формулируешь свой вопрос, космос всегда пошлет тебе на него ответ.

За соседним столиком с нами в кафешке сидела довольно милая пара русских туристов в возрасте, которые были в городе уже не в первый раз. Вот от них я и услышала о храме Ват Сри Супхан – серебряном храме Чианг Мая. По заверению наших новых знакомых, это очень необычный храм, который обязательно нужно увидеть. Поэтому план образовался сам собой: после завтрака мы отправились в направлении этого места.

На карте это выглядело не очень близко, но исследовать новые места пешком – это мое обязательно правило.

Дорога туда заняла у нас около полутора часов. Но оно того определенно стоило! По пути мы нашли столько красивого!

Вот, например, живописная набережная, которая затерялась где-то за паутиной узких улиц и заборами ресторанов.


А этот место мне напомнило Женеву. Хоть я там и не была, но фотографии знаменитого женевского озера с фонтаном стояли все время перед глазами.


Как всегда заблудившись, пропустив свой поворот и протопав более получаса в другую от храма сторону, мы нашли… Культурный центр Чианг Мая. Не скажу, что место было чем-то особо примечательно и интересно. В определенное время там проходят различные выставки и шоу, показывающие сцены из тайского народного эпоса. Но днем там было абсолютно пусто.


И вот, разобравшись наконец-то с дорогой, отдохнув и подкрепившись малюсенькими ананасиками, которые по вкусу мне напомнили, скорее, персик, еще минут через 40 мы нашли-таки Серебряный Храм!


Построен он в районе, где издавна жили семьи ремесленников, поэтому и не удивительно, что все там ручной работы.

На территории храма находится мастерская, в которой монахи и обычный мастера вручную изготавливают «строительный материал» для храма. За процессом можно наблюдать долго. Всегда с замиранием наблюдаю за профессионалами своего дела. Всегда видно, когда у людей что-то очень хорошо получается и их работа им действительно нравится.



Само здание храма. Из серебряных кованых листов тут сделано все!


По какому-то старому приданию женщинам вход внутрь запрещен. А жаль! :(


Даже статуи охранников и Будды – и те серебряные!

На самом деле само серебряное здание не является главным храмом. Оно служит лишь в роли пристройки сбоку от самого буддистского храма. Но это здание было настолько типичным и обычным, что даже фотографировать его не хотелось.


Сложилось впечатление, что Ват Сри Супхан – совсем не старый храм. Все там было каким-то новым и прямо блестело на солнце. Хотя, как потом прочитала, на самом деле, это совсем не так: храму более 500 лет! Просто его красота всегда привлекала кучу воришек, которые буквально растаскивали храм по частям. Поэтому его приходится вся время реставрировать и встраивать недостающие фрагменты.


Славные дела и ратные подвиги героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.С. Дохтурова и маршала Великой Победы В.И. Чуйкова способствовали приумножению славы Серебряно-Прудской земли. Воинская сила этих великих героев взросла на ниве духовной, в их работе и молитве, в молитве и духовном стоянии их близких и родных. Духовным подвигом ознаменовано бытование Никольского храма.

Величественный Никольский храм, украшающий Землю Русскую, один из старейших на Серебряно-Прудской земле, своей историей восходит к XV-XVI вв. Его строили и перестраивали. В 1782 г. закрыли за ветхостью. Но сразу после закрытия, неподалеку тщанием графа Николая Петровича Шереметева построили новый деревянный храм во имя чудотворца Николая с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, простоявший до конца 1829 г. Обветшавший собор разрушили и на средства все того же Николая Петровича Шереметева в 1835 г. возвели новый каменный пятиглавый храм во имя тех же святых, с новым приделом, во имя св. Дмитрия Ростовского. Четыре портика-колоннады, четыре звонницы, мощный барабан купола, просторный неф, обустройство иконостаса – всё это вместе рассказывало не только о богатстве Шереметевых и жившего в Серебряно-Прудье люда, но и должно было напоминать о столичном граде Санкт-Петребурге, о храмах и церквях Соловецкой обители, куда часто с паломническими или деловыми поездками отправлялись жители района.

Никольский храм изначально был храмом при кладбище (или кладбище находилось при нем). Служившие здесь священники никогда не забывали об усопших, опекали их могилки, напоминая живым о том, что «кладбище — это святое место, на нем, без сомнения, почивает много молитвенников наших пред Богом».

Каменный храм постоянно обновлялся и обустраивался. В 1886 г. освятили два обновленных придела Никольской церкви. В 1892 г. устроили теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского (до этого храм не был теплым), израсходовав крупную по тем временам сумму — 2180 руб. 93 коп. Среди наиболее крупных жертвователей были священник Михаил Музалевский, церковный староста крестьянин Василий Гынин, веневские купцы Михаил Галкин, Василий Матвеев и Иван Александрович Лабзин. Длительное время председателем попечительства был священник о. Михаил Музалевский.

При храме была библиотека, в которой в 1916 г. начитывалось 120 книг.

Перед войной церковь на непродолжительное время была закрыта. №Только благодаря заступничеству Елизаветы Федоровны Чуйковой, матери маршала В.И. Чуйкова храм был открыт и восстановлен.

Отвечая однажды на вопрос корреспондента областной газеты, почему «полтора века назад в российской провинциальной глуши был воздвигнут столь массивный храм», благочинный отец Иоанн Велигорский ответил: «Видно, у здешних жителей большая вера в Бога была, потому и церковь они такую великую выстроили. Прошли десятилетия с той поры, но и поныне Господь не оставляет нас…».

Г.В. Аксенова