Меню

Основы психологии курс лекций. Введение в психологию

Баня

Основы психологии. Курс лекций. Иванников В.А.

СПб.: 201 0. - 3 36 с.

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности. Это не просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам. Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Формат: pdf

Размер: 2,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 6
Часть первая. Введение в психологию 9
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии 10
Лекция 2. Философский анализ психики 24
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического.
Необходимость психики в эволюции 42
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований 55
Лекция 5. Деятельность 67
Лекция 6. Поведение и психика животных 86
Лекция 7. О природе и сущности человека 100
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших
психических функций 110
Лекция 9. О сознании 119
Лекция 10. О сознании и бессознательном 135
Часть вторая. Мотивационная сфера личности 149
Лекция 11. Личность 150
Лекция 12. Потребности 169
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей 185
Лекция 14. Эмоции 202
Лекция 15. Мотивация деятельности 217
Лекция 16. Воля 232
Часть третья. Познавательная сфера личности 245
Лекция 17. Ощущение и восприятие 246
Лекция 18. Мышление 271
Лекция 19. Внимание 290
Лекция 20. Память 304
Послесловие 322

Дорогой читатель! Наверное, каждому автору хочется объяснить, что и зачем он написал. Предлагаемая книга не учебник. В ней нет свода фактов и законов, в ней нет развернутой истории нашей науки. Это текст, составляющий основное содержание лекционного курса, который автор ведет не один десяток лет. Его главная задача - анализ основных понятий общей психологии, который невозможен без обращения к результатам исследований многих ученых. Поэтому этот курс лекций назван основами психологии.
Каждая наука создает свой язык, и те, кто готовится ее освоить, должны им овладеть. Психология - не исключение. Но ее язык отличается и тем, что она включает много слов, используемых в обычном, житейском общении, а также много терминов с неопределенным содержанием. Часто такие слова не обозначают какие-то реальности, а являются теоретическими конструктами (концептами), призванными что-то объяснять. Это приводит к необходимости анализа на лекциях различных понятий через обращение к тем реальностям, которые в них представлены.

Основы психологии. Курс лекций. Иванников В.А.

СПб.: 201 0. - 3 36 с.

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности. Это не просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам. Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Формат: pdf

Размер: 2,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 6
Часть первая. Введение в психологию 9
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии 10
Лекция 2. Философский анализ психики 24
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического.
Необходимость психики в эволюции 42
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований 55
Лекция 5. Деятельность 67
Лекция 6. Поведение и психика животных 86
Лекция 7. О природе и сущности человека 100
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших
психических функций 110
Лекция 9. О сознании 119
Лекция 10. О сознании и бессознательном 135
Часть вторая. Мотивационная сфера личности 149
Лекция 11. Личность 150
Лекция 12. Потребности 169
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей 185
Лекция 14. Эмоции 202
Лекция 15. Мотивация деятельности 217
Лекция 16. Воля 232
Часть третья. Познавательная сфера личности 245
Лекция 17. Ощущение и восприятие 246
Лекция 18. Мышление 271
Лекция 19. Внимание 290
Лекция 20. Память 304
Послесловие 322

Дорогой читатель! Наверное, каждому автору хочется объяснить, что и зачем он написал. Предлагаемая книга не учебник. В ней нет свода фактов и законов, в ней нет развернутой истории нашей науки. Это текст, составляющий основное содержание лекционного курса, который автор ведет не один десяток лет. Его главная задача - анализ основных понятий общей психологии, который невозможен без обращения к результатам исследований многих ученых. Поэтому этот курс лекций назван основами психологии.
Каждая наука создает свой язык, и те, кто готовится ее освоить, должны им овладеть. Психология - не исключение. Но ее язык отличается и тем, что она включает много слов, используемых в обычном, житейском общении, а также много терминов с неопределенным содержанием. Часто такие слова не обозначают какие-то реальности, а являются теоретическими конструктами (концептами), призванными что-то объяснять. Это приводит к необходимости анализа на лекциях различных понятий через обращение к тем реальностям, которые в них представлены.

Иванников В. А. – заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО.

Иванников В. А. родился 1 марта 1940 года. В 1966 г. закончил отделение психологии философского факультета МГУ и в 1969 г. аспирантуру факультета психологии МГУ с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук (тема: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям»). В диссертации рассматриваются особенности поведения в ситуации неопределенности и разной значимости событий.

В 1989 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы волевой регуляции». Последние годы круг научных интересов связан с исследованием потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности. В 1992 г. получил учёное звание профессора. В 2005 г. присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».

С 1975 года читает курс общей психологии и спецкурс «Психология воли» на факультете психологии МГУ. Под его руководством выполняются курсовые, дипломные и диссертационные работы (подготовлено 13 кандидатов наук).

С 1973 по 1983 годы Иванников В.А. работал заместителем декана факультета психологии по учебно-методической работе, а с 2000 по 2005 гг. - был заместителем декана по работе .

В.А. Иванников постоянно ведёт большую методическую работу в рамках факультета и страны. Он был ответственным секретарем Научно-методического совета по психологии при Минвузе СССР. С 1993 г. по 1997г. - зам. председателя научно-методического Совета по психологии Госкомитета по высшей школе РФ, а с 1997 по 2001 год - ответственный секретарь Координационного совета по психологии при Минобразования России. С его участием разрабатывались учебные планы и стандарты подготовки психологов.

Много лет Иванников В.А. входит в состав административного и специализированных советов по защите диссертаций. В настоящее время является зам. председателя .

Круг научных интересов Иванникова В.А. - проблемы общей психологии и психологии личности. Он автор оригинальных подходов к пониманию потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности человека; автор концепций социальной помощи детям и взрослого населения. Им опубликовано более 100 работ, в том числе 3 монографии и 5 учебных пособий. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» (1978), «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991, 1998, 2006), «Основы психологии» (2010), «Общая психология» (2014).

В.А. Иванников - участник многих Всесоюзных и Всероссийских конференций и съездов психологов, неоднократно выступал с пленарными докладами, был председателем и зам. председателя оргкомитетов Конференций и Съездов психологов.

С 1992 по 2003 г.г. Иванников В.А. был руководителем целевой федеральной программы «Дети Чернобыля», а с 1995 по 2003г. - руководителем президентской программы «Дети России» при Министерстве образования. С 1993 г. по 2003г. вел Российско-Нидерландскую программу «Дети группы риска». Под его руководством была создана комплексная служба помощи детям в Люберецком районе Московской области.

В 1992 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Избирался членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. В 2015 г. избран академиком Российской академии образования.

Награжден медалями: Ушинского, «Ветеран труда», «850-лет г. Москва», Золотой медалью РАО «За достижения в науке». Отмечен различными знаками МГУ им. М.В. Ломоносова и губернатора Московской области, имеет звание «Отличник народного просвещения.

Основные публикации

  1. Общая психология. Учебник. М. Юрайт. 2014. 480 с.
  2. Основы психологии. Курс лекций. М. - С-Пб. Питер. 2010 г. 327с.
  3. Психологические механизмы волевой регуляции. М.- С-Пб. Питер. 2006. 204 с.
  4. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М. МГУ. 1978. 112 с.
  5. Психология сегодня. М. Знание. 1981. 93 с.
  6. Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования. 2014. Т.7. №35. URL. http://psystady.ru
  7. Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. №2. 2014. с.15-23.
  8. Идеи А.Н.Леонтьева и их значение для современной психологи. Культурно-историческая психология. . №4. 2013с. 29 – 35
  9. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. №5. 2012 с.125-132.
  10. Нужно ли психологии понятие деятельности? // Вопросы психологии. №5. 2011, с.91-101.
  11. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. №1. 2006г. с. 48-52.
  12. Анализ потребности-мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Мир психологии. № 2. 2003. с.139-145.
  13. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии. №1. 2005. с.51-55.
  14. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1997, №1. с.14-20.
  15. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. №2. 1993.с. 70-73.
  16. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. №3. 1990, с. 39-40.
  17. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. № 5. 1986. с. 132-147.
  18. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.№2. 1986 с. 18-29.
  19. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 3.
  20. Проблема потребности в теории деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. № 2. 1983. с. 20-26.

Темы курсовых и дипломных работ

  • Понятие деятельности в психологии (1 курс)
  • Понятие личности в психологии (1 курс)
  • Понятия психика и отражение (1 курс)
  • Понятие воли в истории психологии (2 курс)
  • Понятие потребности в психологии (2 курс)
  • Процесс мотивации как выбор предмета потребности и построение побуждения к действию (2 курс)
  • Проблема потребности в психологии (3-5 курс)
  • Мотивация деятельности (3-5 курс)
  • Психологические механизмы волевой регуляции (3-5 курс)
  • Развитие волевой регуляции и волевых качеств личности (3-5 курс)

Руководство диссертациями

  • 2010

  • 2008
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2008
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2004
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2000
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 1998
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.13; 19.00.05 (психол. науки)
  • 1997
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05 (психол. науки)
  • 1996
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    Автор:

Предлагаемый учебник подготовлен на основе лекционного курса, который автор читает на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Главное предназначение учебника - дать будущему бакалавру основы психологии, сформировать профессиональное мышление психолога. Поэтому основное внимание уделяется не изложению фактов и теорий, а логике поиска адекватных решений различных проблем психологии. Большое место уделяется анализу основных понятий психологии, их способу введения в науку, изменениям их содержания в истории. Психология представлена автором как незавершенная наука, в которой есть место для собственных размышлений и предложений студента, начинающего изучать психологию. Каждая глава издания содержит резюме и контрольные вопросы, которые помогут обучающимся закрепить полученные знания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности.

    Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, вице-президент Общества психологов РАН. Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета и аспирантуру при МГУ. Ученик А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Фейгенберга.

    В 1970 защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом». С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. В 1973-1983 гг. - зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии, профессор кафедры психологии личности. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический механизм волевой регуляции».

    Совмещал научно-организационную и преподавательскую работу в УРАО (проректор, 1996-2000; зав. кафедрой общей психологии, 1997-2000). Вячеслав Андреевич - инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: «Социальная помощь детям и подросткам», «Дети Чернобыля», «Дети риска», которые стали важными составляющими президентской программы «Дети России».

    Научно-исследовательская работа была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность - среда». Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям», «Психологические механизмы волевой регуляции» и других работах.

    Книги (3)

    Введение в психологию. Курс лекций

    Издаваемые лекции являются первой частью общей психологии, именуемой «Введение в психологию».

    Это не учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название психика.

    В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий поведение—деятельность, психика—сознание—бессознательное, представление о природе и сущности человека.

    Основы психологии. Курс лекций

    В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.

    Это не просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение — деятельность», «психика — сознание — бессознательное», представление о природе и сущности человека.